Карантин в Москве. У кого прав больше? У животных или у детей?

Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on twitter
Share on print

Навигация по статье

У кого прав больше? У животных или у детей? Еще недавно сама по себе постановка такого вопроса казалась бы странной. Все изменилось после введения режима повышенной готовности. Граждане все чаще задают себе такой вопрос и пытаются разобраться в правовых коллизиях свободы передвижения, гарантированной Конституцией Российской Федерации.

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя

Согласно части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Но очевидно, что данная конституционная норма не носит абсолютный характер. Еще В.И. Ленин сказал, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
Свободно передвигаться не может осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы.
Свободно передвигаться нельзя на определенных территориях, например, ЗАТО.
Свободно выезжать из Российской Федерации нельзя, например, должникам либо лицам, имеющим обязательства перед страной.
Поэтому свобода передвижения – естественное право, но действует оно до известной степени позволения общественной системы.
Ограничения конституционного права возможно в предусмотренном основным законом порядке. Согласно части 2 и 3 статьи 55 Конституции в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Указ Мэра Москвы от 02 апреля 2020 г.

Указ Мэра Москвы от 02 апреля 2020 г. № 36-УМ постановил: внести изменения в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ “О введении режима повышенной готовности”
Обязать граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев:

А) обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью;
Б) случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с указом, (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки);
В) следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом;
Г) выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания);
Д) выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
За нарушение обязанности предусмотрена административная ответственность. Согласно статье 3.18.1. Кодекса об административных правонарушениях Москвы необеспечение режима самоизоляции, невыполнение гражданами требований иных правовых актов города Москвы, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей. Повторное нарушение либо нарушение с использованием транспортного средства – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей.
Критики нормативных правовых актов города Москвы указывают на их незаконность и противоречие Конституции Российской Федерации. Так, они цитируют части 1 и 2 статьи 56 Конституции РФ: «В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом» — части 1 и 2 статьи 56 Конституции РФ.
Указанные нормы, как считают критики, показывают, что обязанность для граждан не покидать места проживания (пребывания), содержащаяся в пункте 10.3 Указа мэра Москвы №12-УМ в действующей редакции, не являющегося федеральным законом, противоречит статье 55 Конституции Российской Федерации. Это ограничение введено с нарушением Конституции и Федерального закона и не подлежит исполнению.
Считаем, что нельзя согласиться с такой трактовкой вопроса. Как уже было сказано, свобода передвижения – это естественное право человека. Однако оно не является абсолютным и ограничивается законодательно.

Федеральный закон

В России действует Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ
Этот федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также нормативное регулирование режима повышенной готовности.
Согласно закону РФ от 25.06.1993 N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” статье 8 право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

  • в пограничной зоне;
  • в закрытых военных городках;
  • в закрытых административно-территориальных образованиях;
  • в зонах экологического бедствия;
  • на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
  • на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Поэтому статья 8 указанного закона различает случаи ограничения прав граждан на свободу передвижения при чрезвычайном положении и в случае распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний. Закон этот принят 1993 году. Все действительно придумано до нас. И, о да, ограничивать передвижение граждан по федеральному закону можно не только в случае введения чрезвычайного положения, но и на отдельных территориях в случае опасности распространения инфекции.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов согласно статье 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ
“Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”
Согласно статье 1 указанного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют свою деятельность на основе единство системы государственной власти и разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, субъекты Российской Федерации обладают достаточной компетенцией в вопросах правового регулирования и оперативного реагирования на возникающие эпидемические вызовы современности.

Грачева Марина Владимировна

Популярные статьи

Раздел автомобиля в брачном договоре

Раздел автомобиля в брачном договоре

По возможности, имущественные отношения между супругами лучше урегулировать заранее. Это исключает непредвиденные потери для кого-то их них при разводе, которым теперь заканчивается половина браков в

Читать »
Нанесение царапины чужому автомобилю: юридическая помощь, оценка последствий

Нанесение царапины чужому автомобилю: юридическая помощь, оценка последствий

Проводим независимую и судебную оценку обстоятельств нанесения царапины чужому автомобилю. Изучение внешних факторов и автотехнических проблем, определение виновника. Юридическая помощь при оставлении места ДТП, грамотные

Читать »
Отмена неустойки по ДДУ

Отмена неустойки по ДДУ

Правительство Российской Федерации отменило начисление неустойки и процентов за нарушение договоров долевого участия. Так, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 423 с 03.04.2020

Читать »
Расторгнуть договор при коронавирусе получится не у всех

Расторгнуть договор при коронавирусе получится не у всех

Верховный суд Российской Федерации в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой

Читать »
Отмена штрафов за коммуналку

Отмена штрафов за коммуналку

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 424 с 06.04.2020 действует мораторий на штрафы за неоплаченные коммунальные услуги и отключения коммунальных услуг. Для избежания

Читать »
Карантин в Москве. У кого прав больше? У животных или у детей?

Свяжитесь с юристом