Приближается лето и пора отпусков. И вот мы уже начинаем задумываться об отдыхе для себя и своей семьи. Начинаем подбирать туры, бронируем, оплачиваем, желая заранее спланировать прекрасный отдых, которого безусловно заслужили. Но у раннего бронирования есть и негативная сторона – риск переноса сроков отпуска либо вообще отказ от поездки. Что и произошло у нашего клиента. Им был заключен договор, в соответствии с которым турагент взял на себя обязательства по подбору и реализации заказчику туристского продукта туроператора. Поездка намечалась в Анталию в июне месяце. Однако, жизнь внесла свои коррективы в планы нашего клиента и в отпуск начальство его отпустило только в апреле месяце.
В связи с этим, клиент обратился со своей проблемой к турагенту. На что ему ответили, что процедура отказа от путевки занимает много времени и является очень сложной, а деньги будут выплачены неизвестно когда. Вот с этой проблемой и пришел за юридической помощью к нам потребитель.
Какова же юридическая природа данных правоотношений? Прежде всего, следует отметить, что турист приобретал данный продукт для собственных нужд и на него в полной мере распространяются нормы законодательства о защите прав потребителей. Согласно ст. 782 Гражданского кодекса РФ Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Это же следует и из Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которому потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору (ст. 32).
Таким образом, туристу будут возвращены денежные средства в полном объеме за вычетом фактически понесенных расходов турагента. Следует отметить, что турагент при рассмотрении заявления туриста должен действовать разумно и добросовестно и не злоупотреблять своим правом на возмещение расходов, не «накручивать» дополнительные расходы, действовать так, чтобы минимизировать возможные потери.
Согласно п. 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. В соответствии с п. 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной
целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Какие же расходы могут быть у турагента? Для этого нужно понимать, из чего составлен турпакет. Это авиаперелет, проживание в гостинице, трансфер до отеля.
Авиаперевозки регулируются Воздушным кодексом РФ. Статья 108 устанавливает следующее. В случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 2 указанной статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:
1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;
2) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением сроков, установленных в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки;
3) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата;
4) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных
организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.
Однако, в случае уважительности причин возврат стоимости билетов должен быть произведен в полном объеме. Это, например, болезнь и иные причины, указанные в п. 2 статьи 108 Воздушного кодекса РФ.
И если же оплата за билеты не была произведена, то о какой-либо компенсации расходов за авиабилеты не может быть и речи. Например, при непредоставлении турагенту паспортных данных.
При раннем бронировании, сколько-нибудь существенные расходы турагента и туроператора на обслуживание интересов клиента выглядят сомнительными и необоснованными. По сути, клиент кредитует своих контрагентов и их бизнес, предоставляя при раннем бронировании свои денежные средства.
Поэтому, правильным является путь направления мотивированной претензии контрагенту о возврате денежных средств. В случае