При покупке квартиры агенты по недвижимости всегда очень активно навязывают свои услуги. Риелтор поможет избежать большинства хлопот с документами, а также обеспечит законность сделки, однако стоят его услуги немало. Как правило, в агентствах просят 1-3% от стоимости жилья или назначают фиксированную цену (минимум 120 тыс. руб.), а иногда и то и другое.
Необходимые меры предосторожности
Если идея сэкономить на услугах риелтора кажется вам заманчивой – ищите объявления о продаже квартиры от собственников. Обычно их размещают в соответствующих группах в социальных сетях, но и на крупных порталах можно наткнуться на предложение от частного лица. При звонке обязательно убедитесь, что не имеете дела с агентом.
Бывает так, что на объекте недвижимости лежит обременение в виде аренды, залога, ареста и ряда других условий, несколько ограничивающих права собственника. Сделки по квартирам с обременением часто оспариваются в суде и признаются недействительными. К счастью, все секреты недвижимости легко можно раскрыть.
Любые обременения подлежат регистрации и фиксируются в выписке из ЕГРП, которая общедоступна и может быть выдана кому угодно в Регистрационной палате или МФЦ. Причем в бумажном виде выписка стоит порядка 400 рублей, а в электронном — около 250. На сайте Росреестра есть инструкция, где оплатить госпошлину, как заказать документ и сколько ждать его получения.
Алгоритм действий
Итак, вы нашли жилье, осмотрели его и остались удовлетворены. «Будем брать» — сообщаете вы о своем решении, не представляя, что делать дальше.
Простой алгоритм действий поможет вам не запутаться:
- Изучите документы, а именно – вышеупомянутую выписку из Росреестра о данном объекте. Обратите внимание на данные о площади и расположении, кадастровую стоимость, информацию о собственниках.
- Попросите собственника зайти в УК (ТСЖ). Там нужно запросить выписку об отсутствии прописанных лиц и справку об том, что нет долгов по «коммуналке».
- На основании документов делаете договор купли-продажи. Его форма прописана в ГКРФ, однако лучше поручить бумажную работу грамотному юристу. Он сделает договор за 1,5-3 тыс. рублей.
- Соберите все документы и справки, приложите к ним договор и уплаченную госпошлину. Впрочем, последнюю обычно можно оплатить через терминал по месту совершения сделки.
- В Кадастровой палате Росреестра или МФЦ в день заключения сделки должны собраться все лица, которые фигурируют в договоре. Если это невозможно, интересы отсутствующих могут представлять иные граждане, но только по доверенности от нотариуса. При себе каждый должен иметь паспорт.
- Самый деликатный момент – передача денег. Если расчет произвели до подписания договора в Кадастровой палате, процедура будет проще и короче. Решив передать деньги наличными, заранее подготовьте расписку, так как без нее очень сложно доказать передачу средств получателю. Более разумно воспользоваться банковской ячейкой. В этом случае вы едете в банк и указываете условия, выполнив которые продавец получает доступ к сейфу. Для безналичного перевода денег существует банковский аккредитив, когда перевод определенной суммы со счета покупателя поступает продавцу после предъявления соответствующего пакета документов. Эти услуги банк оказывает не бесплатно, но он выступает гарантом честности сделки.
В ЕГРП изменения в документы вносятся автоматически. Однако привычные свидетельства о праве собственности с 2017 года отменены, поэтому в качестве правоустанавливающего документа вы получите все ту же выписку из ЕГРП с обновленными данными.
Со своей стороны юристы компании «Грачёв и партнеры» могут оказать содействие в сопровождении сделки купли-продажи объекта недвижимости «под ключ», включая полное сопровождение сделки, составление документов и анализ объекта, стоимость услуги 40000 рублей, подробнее можете ознакомиться на странице услуги.